Продам СЗР Продаю средства защиты растений
тел. 0660338843 тел. 0980434958

суббота, 30 апреля 2011 г.

Девизом я бы назвал комплексное решение земледельческих проблем

Наш разговор с Государственным секретарем Министерства аграрной политики Украины Сергеем Николаевичем Рыжуком была на грани срыва. Вопросы, запланированные для обсуждения, требовали определенного времени, а именно его у Сергея Николаевича практически и не было. Вы правильно догадались: государственный секретарь - человек загружена, его рабочие часы расписаны практически по минутам. Поэтому на встречу мне отводилось минут 10-15. Успокаивало лишь то, что с заблаговременно переданными вопросами господин Рыжук все же ознакомился. И не без любопытства. Ведь общались мы почти час. Убеждена: читая это интервью, вы тоже не потеряете свое время. Корр: Сергей Николаевич, какие, на ваш взгляд, уроки дал крестьянам прошедший год? Сергей Рыжук: Могу сказать с уверенностью: мы даже хотим воспользоваться этих уроков. Правда, анализировать результаты всего года в сельском хозяйстве нельзя. Согласно правилам статистики, правильный вывод можно сделать лишь на основе хозяйствования на протяжении трех-пяти лет. Однако даже два последних года нас многому научили. Вспомните, в 2000-м крестьяне получили всего 24 млн т хлеба. В прошлом же - почти 40. Следовательно, достичь надлежащих позиций - не такая уж и мечта, а реальность, которую надо лишь закрепить. Пока что прошлогодняя осень заставляет нас усомниться возможность щедрого урожая. Крестьяне работали, как всегда, настойчиво, но природа вносит свои коррективы. Сегодня мы уже видим, что почти 700 тыс. Га придется пересевать. А озимый клин и яровой - не то же. Это понимают все. Хотя мы, конечно, рассчитываем и на кукурузу, и на улучшение структуры посевных площадей. За хлеб приходится бороться. Спокойно мы все еще не можем выращивать его. И положительные сдвиги налицо. Скажем, еще в прошлом году у нас были проблемы с семеноводством. Сейчас их уже нет: заработала система производства семян. Относительно структуры посевных площадей видим ту же картину: исчезло администрирования, зато применены методы поощрения по выращиванию той или культуры. Например, гороха, люпина, сои. Единственной ли не самой болезненной проблемой остается для земледельцев вопросы обеспечения уборочной техникой. Если наше село и дальше получать несколько сот комбайнов в год, то через пять лет нам нечего будет собирать. Сейчас Кабинет Министров пытается решить эту проблему. Президент Украины лично держит на контроле этот вопрос. Мы ведем переговоры с Россией, другими странами, чтобы каждый сезон закупать по выгодным ценам менее 5-7 тысяч современных уборочных машин. Год прошлый очень остро поставил перед нами проблему создания оптовых рынков. И в частности - зернового. Крестьяне получили за аренду земли и имущества 8 млн т хлеба. Где он? По крестьянским кладовых? У одного - 20 мешков, в другой - просто на чердаке насыпан на радость грызунам. Это не по-хозяйски. Такое зерно легко скупить за бесценок, а потом оно же имеет мировую цену, но уже на припортовых элеваторах. Кто получает выгоду, а кто проиграет - объяснять не надо. Или, например, проблема комбикормовой промышленности. У нас таких предприятий 500, а их мощности используются лишь на 5-7%. Вот где огромный потенциал для повышения рентабельности зернового производства. Ведь есть области широкого применения комбикормов. Взять хотя бы птицеводство. Оно сейчас развивается стремительно, поскольку большинство птицефабрик выкуплено, их активно реконструируют и переоснащают. Благодаря вложенным средствам, мясное птицеводство набирает стабильной положительной динамики. Но зерновое производство рассматривать, как это делалось раньше, отдельно от других отраслей нельзя. Независимо от того, сколько в текущем году удастся получить хлеба, эти результаты следует рассматривать комплексно, вместе с остальными растениеводческих отраслей: производством масличных культур, картофеля и овощей. Суперпроблема - дальнейшая судьба свеклосахарного комплекса. Словом, девизом года я назвал бы комплексное решение земледельческих проблем. Корр: Не могли бы вы хотя бы в нескольких словах объяснить видение специалистами министерства будущего свеклосахарной отрасли? Сергей Рыжук: Мы буквально на днях закончили обсуждение и согласование на уровне министерства отраслевой программы развития свеклосахарного комплекса. Она гораздо более совершенна, чем прошлогодняя, ​​и станет основой документа, который отчасти регламентировать работу отрасли в ближайшие десять лет. Вы ведь знаете, что это дело является энергозатратной, трудо-и фондоемкие, требует немалых капиталовложений. Эти вопросы одномоментно решить невозможно. Нужно время. К тому же, мы категорически против такой политики, украинский сахар нигде, кроме Украины, не нужен. Неправда. Его охотно покупают для внутренних нужд, покупать и на внешнем рынке. А чтобы этот процесс ускорить, мы активно сотрудничаем с Кабинетом Министров, чтобы Украина как можно быстрее стала членом ВТО. Тогда получим шанс всеми цивилизованными способами продвигать наш сахар на мировой рынок. Впрочем, разговор на тему будущего свеклосахарного комплекса я предлагаю отложить буквально до следующего номера вашего журнала, поскольку в конце января в министерстве состоится презентация программы, о которой мы с вами говорим. Тогда у нас будет время остановиться на этой проблеме подробнее. Корр: Значит, эта и другие программы отрасли является своеобразным планом стабилизации работы всего АПК. Сергей Рыжук: В свое время мы так напланувалися, что сейчас слово "план" боимся даже употреблять. Тем не менее рыночная экономика предполагает еще более жесткое планирование, и называется оно "бизнес-план". Разница только в том, что основано оно не на волюнтаризме отдельных людей, а на экономических законах развития общества. Сегодня мы их стараемся применить в полной мере. Недавно, например, Кабинет Министров Украины принял постановление о формировании основных принципов регионального, зонального, отраслевого размещения сельского хозяйства на территории Украины. Как вы знаете, наше государство имеет четыре крупнейших природно-экономических зонах, а у них, кстати, есть свои зоны и даже подзоны. Скажем, у одного крестьянина земля - ​​равнина, в другой - холмы, у третьего - гора, еще у одного - переходная зона до чернозема. То есть в выращивание той самой культуры вкладывают неодинаковые средства, а цену за выращенный урожай все получают одинаковую. Вопросы? Так. И его должен регулировать государство. Как и слишком сложная вещь: ввести и освоить зональное земледелие. Но сегодня мы чувствуем, что пора ставить такой вопрос и принимать обязательства по его решению. И дай бог затянуть со временем! У нас могут появиться безнадежно неконкурентоспособны хозяйства. А у государства тоже пока нет силы, мощи экономической, чтобы их содержать. Выход один - создать на первом этапе такие условия, чтобы эти хозяйства могли сами себя прокормить и хоть понемногу развиваться. И здесь пригодилась нам станет опыт советских времен по специализации и концентрации производства. Кстати, именно в сельском хозяйстве они являются основным рычагом для создания конкурентоспособного производства. Ибо это - низкая себестоимость продукции, освоение новейших индустриальных технологий и многое другое, что помогает производить качественную и дешевую продукцию. Вот почему, опираясь не на приказы по министерству или постановления правительства, а на экономические законы и правила игры на рынке, через разработку отраслевых программ мы будем идти к специализации и концентрации производства. Корр: Какая из программ может уже сегодня быть ярким примером сказанного? Сергей Рыжук: Любая. Вы немножко опережаете события, и я вас понимаю, потому что мы несколько задолго шли к реализации своих замыслов. Чтобы удовлетворить ваше любопытство, еще несколько слов скажу о программе развития садоводства и виноградарства. Она как раз и является тем ярким примером, о котором вы расспрашиваете. Скажем, если в Винницкой области лучше растут сады яблоневые, то и делается акцент на яблоко. Если в Черновицкой лучше плодоносят груши и орехи не вымерзают, то мы их там и выращивать. А если на Закарпатье лучшие сливы, то мы и утвердили план закладки деревьев сливы и косточковых. Если в Житомирской и Хмельницкой вызревают очень качественные ягоды (смородина, земляника), то мы уже рассмотрели план создания таких плантаций, где, например, только смородины предусмотрено 50 га. И сразу же к ним привязываем инфраструктуру хранения и переработки ягод. Мы уже сегодня точно знаем количество хозяйств, специализирующихся на садоводстве и виноградарстве. Их - 580. И мы знаем, сколько чего посажено или следует посадить в каждом хозяйстве, а главное - что надо сделать в фазе плодоношения, чтобы получить результат: и продукцию, и прибыли. Специалисты министерства - именно за такой взвешенный комплексный подход, согласованный с региональным, зональным размещением культур, умноженный на специализацию производства. И в решении этих вопросов мы обязательно будем открытыми. Как видите, здесь есть над чем размышлять и есть над чем работать. Мы готовим некоторые свои предложения по развитию АПК для рассмотрения Президентом нашего государства и КМУ. Если их будет одобрено, мы сделаем следующие шаги в углублении экономической реформы на селе. Все это в полной мере касается и социальной политики, и демографической ситуации в сельской местности. Мы не отмежевываемся от этих вопросов. Хотя, с другой стороны, и кажется странным, что именно мне поручили, скажем, выполнить ту или иную работу в сельских школах. Интересно, может КМУ поручить министру промышленной политики навести порядок в городских школах? Помните, известный герой кинофильма говорил: "Вряд ли". Но мы от этой работы не отказываемся, потому что часто бываем в деревне, сами родом из деревни, поэтому знаем, как там люди живут. И сегодня, и всегда крестьяне тяжело и добросовестно работают, и на встрече с нашим Президентом я говорил, что сейчас мы на селе должны насущные проблему - обеспечение современной техникой. Крестьяне получили землю, а продолжают ее обрабатывать лопатой и граблями. И в прямом смысле этого слова запрягают в плуг своих детей и внуков. Со многими из них я общался, и всех беспокоит тот же вопрос: тяжело работали на 30 сотых и сегодня так же вынуждены копаться в земле на 50 га. Хозяйство должно стать индустриальным наконец, а оно все еще остается натуральным. Техническое обеспечение, развитие местной инфраструктуры - эти неотложные проблемы предстоит решать как можно скорее. Ну не должен крестьянин сидеть и выглядеть: придет и подвода, машина ли, чтобы хотя бы за бесценок купить молоко, мясо или овощи. Должна быть система новых кооперативных заготовок, система мелкооптовых, середньооптових баз, система мониторинга цен. Все эти проблемы будем решать нынешнего года. Новый этап в развитии агропромышленного комплекса, и в частности сельского хозяйства, пришел стремительно и внезапно. Даже наши ученые-аграрии, особенно экономисты, еще не уловили изменения в динамике роста. Таково мое личное мнение. А между тем эти тенденции вырисовываются все отчетливее. Ведь земля уже разделена на паи. Спокойно, целенаправленно и планово выдаются государственные акты на право владения ею. Принят основной земельный закон - Земельный кодекс. Готовится ряд законодательных актов для углубления аграрной реформы. Мы чувствуем, что на земле появился настоящий владелец. Еще до декабря 1999 КСП как форма организации производства было тормозом экономического развития села. Сегодня, всего два года спустя, мы видим на деле, что бывшее КСП, преобразованное в крупнотоварное объединения крестьян на основе частной собственности на землю, на заинтересованности, на предприимчивости, становится правофланговым этих реформ. Это, в свою очередь, мобилизует фермерство, эти формы хозяйствования тоже становятся на путь укрупнения, создания объединений кооперативов. Ведь еще год, два, три - и на 100 га не очень развернешься. Уже сейчас те хозяйства, которые имели несколько лет назад 100 га, увеличили свои владения до 5-6 тыс. Га. И имеют хороший результат. Это многообразие форм организации производства на основе частной собственности создает и соответствующее конкурентная среда на селе. Наша задача - создать такие условия, чтобы все те, кто стремится работать, не обанкротились, выжили, развивались и уверенно шли по пути цивилизованного хозяйствования. Беседовала Наталья Черешинская

Kredit Agro: Госкомзем - это не только земельная реформа

Kredit Agro: Госкомзем - это не только земельная реформа: "Госкомзем - это не только земельная реформа Земельная реформа практически завершена - землю распаевали, колхозы расформировали. Осталось в..."